воскресенье, 23 апреля 2017 г.

«Додо», Сильви Гратотье


«Сказать по правде? Дело не в том, что я изменилась — чудес не бывает, но я впервые не стала отмахиваться от давнего подозрения, которое отчасти совпадало с обвинениями Квази, когда она заявила, что я меньше, чем ничто. В самой сердцевине моего существа таилось нечто твердое, непробиваемое. Я побывала сумасшедшей в психушке, алкоголичкой, как моя приятельница, я напивалась до потери человеческого облика, но на самом деле все это было наносным: я никогда не теряла контроля над собой. Поль, еще до Квази, тоже был прав. Я не способна покончить с собой, потому что сами чувства мои — подделка. В конечном счете, я при любых обстоятельствах остаюсь самозванкой, присваивающей себе то, чего во мне нет».

Когда я прочла эту книгу в первый раз, она мне ОЧЕНЬ понравилась! Именно — ОЧЕНЬ, претендуя на то, чтобы стать одной из самых любимых. Не знаю даже, чем, видимо, была созвучна каким-то внутренним ощущениям и настроению. 

Через небольшое время перечитала... не понравилась вовсе. То есть вообще, настолько, что я не поняла, чем зачитывалась в первый раз. 

Но сама-то книга осталась, и была при мне, и была перечитана в третий раз, но уже не так, как в первые два. Она мне вновь понравилась, но уже не так, как раньше, пару лет назад, не ОЧЕНЬ, а как-то глубже. И книга-то по-прежнему у меня, так что неизвестно, как я ее прочту в следующий раз. Потому что вот такой мы народ — люди, меняемся мы сами то и дело, причем неузнааемо для самих себя. 

О чем книга? О бомжах. О нищих алкоголиках, живущих на помойке. Ну да, называются они клошарами, и обитают в Париже, но от этого мало что меняется. Их жизнь показана со всеми натуралистическими подробностями, часто тошнотворными, потому что рассказывает одна из бомжих, эта самая Додо, женщина с прошлым, но последние двадцать лет живущая вот такой ужасной жизнью, которая ей, как ни странно, нравится. 

Потому что такое существование позволяет ней не думать об этом самом прошлом, которое у нее было! Она хочет забыть — и не может, а потом понимает, что не может забыть кто-то еще. А это уже серьезно... 

Ну, словом, в этой не очень-то объемной книжке есть многое, очень многое! Суть в том, что после двадцатилетнего прозябания на улицах и помойках, в алкогольном и похмельном бреду, Додо находит ее прошлое, напоминая о том, что она хотела бы забыть. Кто-то заинтересован в том, чтобы убить ее, но не бомжиху Додо, а ту Доротею, которой она была раньше. Не учитывая даже того, что той Доротеи уже нет... 
Да, кстати! Если вы думаете, что это книжка заканчивается в духе современных сериалов возрождением и триумфом Доротеи, то нет, такая мне не понравилась бы ни разу. Счастливого финала не будет... Ничего нельзя ни вернуть, ни исправить

Комментариев нет:

Отправить комментарий