среда, 24 января 2018 г.

Аркадий и Георгий Вайнеры, «Эра милосердия»




«На войне все было просто – враг был там, за линией фронта! А здесь, на этой проклятой работе, я начинаю никому не верить…»©


Безусловно, фильм по этой книге я смотрела... да сколько себя помню, столько и смотрела! А вот до книги долго, долго не могла добраться. Но вот наконец-то, от нечего делать решила прочесть. И только дочитав до конца смогла определенно согласиться с утверждением, что книга лучше фильма!

Сначала просто читала — и понять не могла, зачем это делаю. Фильм, как оказалось, снят практически слово в слово, ну, есть несколько ничего не значащих отступлений и сцен. Но при этом не могу не отметить, что, читая, зная, что произойдет в следующий момент, что скажет герой и т. д., «мои» герои внешне совсем не совпадали с экранными! То есть я самой себе показала совсем другой фильм, отличающийся от оригинального варианта.

А потому что герои это разные люди, — в книге и в фильме. Их зовут одинаково, они делают одно дело, говорят те же фразы, и все же в книге все, все иначе!

Впрочем, о кино хватит. В книге все повествование ведется от лица главного героя, Шарапова, все видится его глазами. Поступков и мыслей остальных нет, и это хорошо. Хорошо, сильно, душераздирающе это стало видно в последних сценах, особенно тогда, когда Владимир попал в дом бандитов. И в ужасном финале.

Почему-то только читая, я прониклась ужасным положением Груздева, — его действительно могли посадить за убийство! Все улики против него, ни о каком Фоксе изначально никто знать не знал, искать никого не собирался. Конечно, толковый адвокат мог бы что-то сделать, но кто их слушает, адвокатов? Особенно если дело уже в суде, преступление тяжкое и «преступник» найден, хоть и не сознается. Почему-то его история показалась мне самой трагичной.

Но тяжелей всего было при прочтении подбираться к финалу. Я знала из разговоров и обсуждений фильма, что в книге он иной, знала и какой. Я вообще-то не любительница «натянутых» хэппи-эндов, а таковым он в фильме и получился, и там он меня вполне устраивал. Для такого фильма — вполне себе подходяще! (какого — такого? А очень обычного, ну, детектив, с противоборством хорошего милиционера и... очень хорошего, у которого просто «замылился» глаз, тут уж без ми-ми-мишного финала никуда). В книге все иначе...

И дело даже не в трагическом финале любви главного героя! Хотя и это пробирает. Главной сценой была ночь, проведенная Шараповым в доме бандитов. Его размышления, его полусон, мысленный разговор в этом состоянии с Жегловым, с Варей, с мамой... Это было сильно.

Ну и после того, как он узнает о гибели Вари... Вообще слишком много свалилось на человека за одни сутки! Кем он станет после этого? И наступит ли вожделенная Эра Милосердия? Или она была как раз в те времена, о которых пишут в книге, была, да благополучно минула?

Комментариев нет:

Отправить комментарий